РАЗНОЦВЕТНАЯ КОПИЛКА

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 22.12.2024, 12:13
Гость
Меню сайта
Разделы
Законы РФ и документы в библиотечном деле [13]
Методическая копилка [8]
Публикации в СМИ [21]
Красота и здоровье [15]
Волшебные сказки [7]
Статистика
Рейтинг@Mail.ru

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Партнеры сайта

Методблокнот

Главная » Статьи » Законы РФ и документы в библиотечном деле

Библиотечный фонд: комплектование, особенности учета

Скачать: Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда с комментариями и приложениями  2015 год.
 
Примерные формы и образцы учетных документов
 
Основной целью формирования библиотечного фонда является хранение документов и предоставления  их посетителям учреждения культуры на определенное время. Осуществление учета фонда библиотеки имеет свои особенности.

Учет библиофонда

В Законе №78 «О библиотечном деле» означено, что одной из обязанностей библиотеки является комплектование, учет, хранение и использование библиофонда. Все данные, которые касаются его величины, а также состава фонда по тематике, видам и иным признакам, ежегодно передаются в Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры РФ в срок  до 15 января. Ответственным за предоставление достоверной информации о библиотечном фонде является руководитель учреждения культуры. Во избежание каких-либо неурядиц во время подготовки данных для ГИВЦ стоит уделить особое внимание организации правильного учета фонда библиотеки. Такой учет представляет собой целый перечень правил и процедур, которые необходимы при осуществлении регистрации и обобщения всех сведений, касающихся таких показателей, как: величина; состав; движение; стоимость. Учет библиофонда состоит из двух частей – учета документов, поступивших в учреждение, и учета  их выбывания.

Разработка Правил

Работа по организации учета, как правило, начинается с разработки Правил, в которых отражается специфика учреждения, например:

статус библиотеки;
организация и структура библиофонда;
используемые для выполнения учета технологии;
сроки постановки документов на учет;
порядок выбытия документов из фонда.

Разработанная инструкция об учете библиотечного фонда в обязательном порядке должна быть согласована с учредителем. Не стоит забывать и о том, что показатели учета в Правилах и показатели в форме библиотечной статистики должны быть одинаковыми. Поэтому руководителю библиотеки нужно проконтролировать, чтобы данное требование было выполнено.

Правила выполнения учета должны включать:

цель и задачи учета;
способ контроля достоверности и полноты данных;
порядок учета фонда именно своей библиотек;
сроки постановки поступлений на учет;
регистры ведения индивидуального и суммированного учета документов библиофонда;
форму ведения учета;
составляющие первичной обработки поступлений;
способы маркировки и режим ее хранения, а также многое другое.

Что не подлежит учету

Библиотека обязана учитывать любое поступление и выбытие. При этом ни вид носителя, ни сроки хранения не имеют никакого значения.  Исключением являются только те материалы, которые никак не связаны с формированием фонда, например:

секретные документы;
материалы,  созданные учреждением на собственном оборудовании;
управленческие документы;
документы личного характера и многие другие.

Если говорить об учете документов, которые оформлены драгоценными камнями и металлами, то он осуществляется в отдельной инвентарной книге. Занимаясь организацией учета, с самого начала необходимо уделить внимание определению документооборота для учета поступлений в фонд библиотеки. Для этого к Инструкции о библиотечном фонде стоит приложить примеры таких документов, как акт на прием изданий и акт на те издания, которые поступают как пожертвования или не имеют сопроводительных документов. Кроме этого, нужно назначить сотрудников, в чьи обязанности будет входить подписание актов. Также нужно описать в Правилах и другие моменты:

экземплярность составленных актов;
их дальнейшее движение в подразделения библиотеки;
порядок приема документов, поступающих в библиотечный фонд;
порядок их деления по срокам хранения;
процедуру учета документов временного и постоянного хранения и так далее.

Правилами должны быть определены причины выбытия документов из фонда. Чаще всего в качестве таких причин выступает износ изданий, появление различных дефектов, старение содержания, пропажа, непригодность для использования документов на электронных носителях и другие. Все причины должны быть подтверждены актом,  разработанным отдельно для каждой из них. Учреждение самостоятельно определяет количество изданий, которые включаются в акт об исключении. Что касается величины норматива списания документов по их недостаче, то она в обязательном порядке согласовывается с учредителем. Особое внимание необходимо уделить установлению процедуры решения спорных вопросов, для осуществления которой создается специальная комиссия.  В некоторых случаях (это также стоит указать в Правилах) в состав комиссии могут входить эксперты. Основными причинами споров чаще всего являются ситуации, возникающие во время переоценки библиотечного фонда или при определении стоимости редкостных изданий.

Кем осуществляется учет

Учет библиотечного фонда выполняют работники отдела комплектования фондов. Ответственность за достоверность и полноту информации, как правило, возлагается на руководителя этого же отдела. В случае, если в библиотеке отсутствует данный отдел, выполнением учета занимаются высококвалифицированные сотрудники учреждения. Что касается стоимостного и бухгалтерского учета, то он поручается работникам бухгалтерии. Согласно законодательству, библиотеки самостоятельно проводят учет, комплектование, хранение и использование документов, которые включены  в состав библиотечных фондов.  Порядок выполнения данных процедур устанавливается органом исполнительной власти в сфере культуры федерального уровня.

Состав библиофонда библиотеки

Обязательным условием формирования библиотечного фонда является его универсальность.  Это вызвано потребностью удовлетворения информационных запросов посетителей библиотек. Каждое из учреждений культуры должно иметь как можно большее разнообразие изданий, которые относятся к разным сферам знаний. При этом количество художественной литературы должно составлять не меньше 50 процентов. В состав должны быть включены документы, предоставляющие пользователям различную социально важную информацию, например, правовую, деловую и так далее. Все документы, состоящие в фонде библиотеки, различают и в зависимости от видового аспекта их комплектования:

печатные издания;
электронные издания;
аудиовизуальные издания.

Основу фонда библиотеки представляют справочники, базовые учебники, относящиеся к разным областям знаний, а также классическая литература.

Списание библиотечного фонда

Согласно Порядку учета библиотечного фонда списание документов может производится по разным причинам, среди которых наиболее распространенными являются:

невостребованность документов пользователями;
несоответствие электронных документов программному или техническому обеспечению учреждения;
наличие различных дефектов; устарелость содержания изданий и так далее.

Списанию не подлежат только редкостные книжные издания, имеющие особую ценность.  Как исключение в данном случае может быть только утрата таких документов, что в обязательном порядке должно отражаться в Реестре книжных памятников. Никакие другие причины списания редких коллекций не допускаются. Процедура списания изданий осуществляется в несколько этапов:

Подготовка изданий, которые подлежат исключению; 
Создание комиссии, осуществляющей списание документов;
Ознакомление членов комиссии с изданиями, предназначенными для исключения; 
Подготовка списков документов, которые предназначены для списания, и составление Акта о списании;
Подготовка документов, подтверждающих утрату книг и документов, предназначенных для исключения из фонда библиотеки;
Утверждение  Акта о списании документов;
Передача первого экземпляра Акта о списании в бухгалтерию;
Регистрация Акта о списании;
Оформление исключаемых изданий; 
Внесение  изменений в соответствующие учетные документы;
Организация  мероприятий по перераспределению и реализации списанных объектов;
Доведение информации об изменении состава особо ценного движимого имущества  до учредителя.

Прежде чем исключить те или иные издания, необходимо провести длительную работу, касающуюся изучения его состава и использования. Полученные данные могут стать основанием для принятия решения об исключении документа из состава фонда. Комиссия по списанию включает в себя квалифицированных работников учреждения и руководителей отделов. Роль председателя, как правило, отведена директору данного учреждения культуры. После того как все члены комиссии будут ознакомлены с документами, подлежащими исключению из фонда библиотеки, они принимают решение либо списать издание, либо оставить его для дальнейшей эксплуатации и хранения. На этапе подготовки документов особое внимание стоит уделить составлению Акта о списании, включающего данные о стоимости подлежащих исключению документов и причинах списания. В списке, который прилагается к Акту, указываются такие сведения об объекте, как краткое библиографическое описание, шифр хранения документа, номер его регистрации, зафиксированная в регистре индивидуального учета цена, а также коэффициент переоценки и цена после ее выполнения. Также в Акту прилагают и другие, не менее важные документы, а именно:

пояснительную записку;
протокол или заключение уполномоченных органов (если документ списывается по причине хищения);
финансовый документ о возмещении ущерба (в случае возмещения нанесенного ущерба).

После оформления Акта о списании его должны подписать председатель и члены комиссии, после чего документ должен быть утвержден директором библиотеки. Утвержденный Акт передается в отдел бухгалтерии, а его второй экземпляр остается в отделе, который выполняет учет. Не стоит забывать, что Акт о списании в обязательном порядке необходимо зарегистрировать в книге суммарного учета библиотечного фонда. Получив Акт, отдел бухгалтерии вносит изменения в соответствующие документы. На всех подлежащих списанию изданиях ставится специальный штамп, который должен быть погашенным. Те документы, причиной списания которых является наличие дефектов, физическое старение или устарелость по содержанию, сдаются  на предприятия, занимающиеся переработкой вторсырья. После выполнения всех необходимых действий, связанных с исключением изданий из библиотечного фонда, данные об их осуществлении должны быть предоставлены учредителю. В соответствии с нормативными документами учреждения предоставляют эти документы ежеквартально.

Формирование библиотечного фонда

Сегодня одним из наиболее актуальных вопросов любого учреждения культуры, включая библиотеки, является поиск дополнительных источников финансирования. Поэтому для формировании привлекаются как традиционные, так  и внебюджетные финансовые источники. Основными задачами политики комплектования являются:

увеличение количества источников формирования;
возможности осознанного и самостоятельного выбора этих источников;
использование других, отличающихся методикой от предыдущих, способов приобретения печатных и иных изданий;
внесение изменений по отношению к интенсивности потока поступающей продукции, а также дополнительных финансовых источников.

Для выполнения поставленных задач в первую очередь необходимо выполнить анализ эффективности существующей структуры и востребованности предоставляемых услуг. Также немаловажное значение имеет изучение инфраструктуры данной территории и информационных запросов проживающего здесь  населения. Способы пополнения библиотечного фонда делятся на основные и вспомогательные. К основным относятся покупка и подписка, а в качестве вспомогательных выступают дар и документообмен. Инновационные функции, которые выполняют современные библиотеки выдвигают новые требования к комплектованию фонда библиотеки, в основе которых лежат следующие принципы:

учет запросов  населения, а также приоритетных направлений социокультурной политики  федерального и регионального уровней для обеспечения полноты библиотечного фонда и выборочности его формирования;
деятельность различных библиотек на основе кооперации.

Формы спонсорской поддержки

На сегодняшний день чаще всего в качестве форм спонсорской поддержки выступают:

целевые субсидии;
возвратные платежи;
гонорары;
целевые закупки и прочее.

Чтобы начать сотрудничество со спонсорами, необходимо быть полностью уверенным, что обе стороны проявляют взаимную глубокую заинтересованность в реализации совместных проектов. Сегодня муниципальные библиотеки  имеют возможность участвовать в проектах, предлагаемых различными фондами на конкурсной основе. Благодаря чему, можно получить дополнительную финансовую поддержку в виде гранта. Участие в таких проектах позволяет учреждениям культуры самостоятельно распоряжаться финансовыми средствами, полученными из дополнительных источников. Довольно распространенным способом комплектования фонда библиотеки является получение пожертвований от учреждений и частных лиц, выступающих в роли дарителей. Не менее популярны и благотворительные акции, которые проводятся  в поддержку данных учреждений. Достаточно часто спонсорами и дарителями  являются организации и предприятия, действующие на  территории поселения, где расположена библиотека. В этом случае учреждения культуры чаще всего обращаются за помощью, необходимо для укрепления своей  материально-технической базы. Однако в практике муниципальных библиотек отмечены случаи, когда бизнесмены оказывали поддержку в приобретении новых объектов библиотечного фонда.

Проверка библиотечного фонда

Обязательной процедурой, которая периодически должна выполняться в библиотеках, является проверка библиотечного фонда. Ее основное предназначение заключается в обеспечении сохранности документов и изданий фонда библиотеки. Любая проверка, будь то текущая, плановая или внеочередная, осуществляется поэтапно.  Если говорить о плановой проверке, то стоит заметить, что основными показателями, от которых она зависит, являются величина и ценность библиотечного фонда. Основаниями для осуществления внеплановой проверки выступают случаи злоупотребления или хищения, порча документов, чрезвычайная ситуация, а также реорганизация или ликвидация учреждения. При организации этих двух видов проверки издается локальный акт, которым утверждается состав комиссии.  Как правило, ее членами становятся штатные сотрудники, в том числе представитель бухгалтерии. Иногда в состав комиссии могут быть включены временные работники. Проведение проверки осуществляется в пошаговом порядке.  С самого начала членами комиссии проводится проверка таких учетных документов, как книги суммарного учета, инвентарные книги, акты списания документов в период между проверками, акты предыдущих проверок и другие. Что касается актов списания изданий, то они проверяется только выборочно. В ходе проверки учетных документов сверяется соответствие данных об объектах библиотечного фонда в документах и инвентарных книгах. При выявлении ошибок в обязательном порядке вносятся их исправления. Следующим шагом является выбор наиболее подходящего способа проверки, который зависит от таких показателей, как:

объем библиотечного фонд;
особенности его размещения в помещении учреждения культуры;
опыта сотрудников библиотеки.

Проверка библиотечного фонда  может проводиться по контрольным талонам,  по  инвентарным книгам, а также комбинированным и автоматизированным способом.  Чаще всего проверку осуществляют по контрольным талонам и инвентарным книгам. Случается, что в ходе проверки не обнаруживаются некоторые издания. Во избежание ошибки проверки необходимо направить все усилия на розыск данных документов. Как правило, это осуществляется на протяжении одного месяца.   Если же издания так и не будут найдены, комиссией составляется список документов, необнаруженных по неустановленным причинам. При этом недостача и убытки списываются. На основе полученных результатов комиссия составляет акт проверки, к которому прикрепляется объяснительная записка  и список недостающих экземпляров.  Также оформляется протокол. В нем необходимо излагаются предложения, касающиеся возмещения убытков, и  даются определенные рекомендации. Все документы должны быть подписаны председателем комиссии и  ее членами, а также утверждены руководителем библиотеки. Для сохранности документов о проверке фонда определяются специальные сроки:

для Актов о списании – 10 лет;
для Актов о результатах проверки – до следующей проверки.

Библиотечный фонд в бюджетном учреждении

Списание изданий, входящих в состав библиофонда бюджетного учреждения, осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами, среди которых стоит выделить:

утвержденную приказом Минфин РФ Инструкции №174;
Порядок учета документов, которые входят в состав библиотечного фонда;
Инструкцию №157.

Причины, по которым документы подлежат списанию из библиофонда бюджетного учреждения, практически те же, что и для других учреждений, то есть ветхость, наличие дефектов, старение содержания, утрата и другие. Руководитель бюджетного учреждения культуры утверждает Акт о списании определенных изданий, который составляется специально созданной комиссией. На основе данного документа бухгалтерия производит учет выбытия  объектов библиофонда. В некоторых случаях решение об исключении документов из библиотечного фонда в бюджетном учреждении может быть принято только при согласовании с собственником имущества. Бухгалтерский отдел может принять Акт к учету только при наличии данного документа. Чаще всего решение о списании принимается по результатам инвентаризации библиофонда, сроки которой для государственных и муниципальных учреждений обязательно должны согласовываться с учредителем и предусматриваться учетной политикой. Руководитель учреждения издает локальный акт о создании специальной комиссии, которая будет осуществлять контроль изданиями, пришедшими в негодность по разным причинам. Если говорить о школьных библиотеках, то  их планы работы могут включать периоды, которые отведены для выполнения работы по исключению объектов учебного фонда. Главными причинами в данном случае являются ветхость или смена учебных программ.

Комплектование библиотечного фонда

Самым сложным и трудоемким процессом в работе библиотеки является комплектование библиотечного фонда. К основным задачам комплектатора относятся:

отбор необходимых для фонда изданий;
нахождение рациональных и наиболее выгодных с экономической точки зрения путей приобретения документов.

Как правило, издания в библиотеки поступают из двух основных источников – книготорговых организаций и издательств. Однако  в некоторых случаях в качестве таких источников могут выступать организации и физические лица, которые передают литературу на основании договора безвозмездной передачи. Работа по  комплектованию библиотечного фонда имеет различные направления. Так, например, в первую очередь необходимо проанализировать запросы пользователей и оценить состояние и объем имеющегося фонда. Также нужно выполнить анализ внешнего документного потока и оценить объем финансирования на текущий период. Комплексный анализ всех факторов станет основанием для осуществления отбора изданий. После отбора необходимо провести процедуру приобретения и включить приобретенные издания  в библиотечный фонд. Не стоит забывать о таком важном моменте, как составление тематико-типологического плана комплектования фонда, который должен соответствовать профилю комплектования и обуславливаться структурой фонда каждой конкретной библиотеки. Корректировка такого плана зависит от поступающих пользовательских запросов и происходит не реже одного раза в год.  Составление тематико-типологического плана входит в компетенцию отдела комплектования. В некоторых случаях могут наблюдаться небольшие отклонения от данного плана. Это может быть вызвано различными причинами, например:

в случае ограниченного тиража заказываемого издания;
при недостаточном объеме финансирования;
если литература заказана у издательства, которое по определенным причинам не может выступать в качестве поставщика.

На сегодняшний день, кроме книготоргующих организаций, издательств и типографий, в качестве каналов комплектования библиотечных фондов выступают интернет, система «Книга – почтой», редакции газет и журналов, книгообмен. Все из означенных каналов являются вполне приемлемыми для современных муниципальных библиотек, поэтому должны быть использованы в комплексе. Ведь каждый из каналов имеет свои особенности. Одни из них, к примеру, являются более экономичными, другие  являются надежными поставщиками изданий, третьи предоставляют возможность ведения целенаправленного отбора документов по теме, профилю и так далее. Разумное сочетание всех способов комплектования позволяют обеспечить высокое качество документального фонда библиотеки, в основе которого лежит рациональное использование финансовых ресурсов.

Передача библиотечных фондов

В соответствии с гражданским законодательством имущество библиотеки вправе осуществлять оперативное управление имеющимся в учреждении имуществом. Если за учреждением закреплено право оперативного управления, то оно может владеть и  использовать данное имущество в рамках, установленных законодательством. При этом использование имущества должно соответствовать своему назначению, а также  целям деятельности учреждения.  Распоряжаться же им можно только с согласия собственника, если нормативными документами не устанавливается иное. Если говорить о казенных учреждениях, то они могут распоряжаться имуществом только в том случае, если собственник предоставит свое согласие. Согласно законодательству бюджетные и автономные библиотеки вправе по своему усмотрению распоряжаться (в том числе выполнять списание) изданиями, которые включены в состав библиотечного фонда,. При этом данные документы не должны относится к особо ценному движимому имуществу. При оформлении списания изданий, а также при передаче библиотечного фонда другим учреждениям культуры, существуют определенные ограничения. Несмотря на то что государственные и муниципальные библиотеки вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом, проведение крупной сделки они должны  согласовать с собственником или учредителем и получить от него одобрение. Порядок согласования определяется органами, которые занимаются управлением имуществом, а также другими органами публично-правовых образований. К примеру, в обязанности  учредителя может входить издание распоряжения, касающегося  утверждения актов списания библиотечных фондов. Стоит обратить внимание и на такой момент. В Порядке учета документов, который утвержден Министерством культуры России, главными причинами списания изданий  выступают их физическая утрата, а также ветхость, наличие дефектов, устарелость содержания и непрофильность. Вместе с тем, Методические указания, утвержденные Министерством финансов РФ, в качестве оснований для списания выдвигают имущества выдвигают его неиспользование  в основной деятельности учреждения культуры. После списания изданий библиотечного фонда бюджетного учреждения необходимо сообщить об этом органу, который утверждает перечень особо ценного движимого имущества библиотеки. После этого документы будут исключены этим органом из перечня.

Переоценка библиотечного фонда

Библиотечный фонд  является одним из основных средств учреждения культуры. Как и другие средства, он имеет определенную балансовую стоимость, на основе которой производится расчет размера налога на имущество учреждения  и отчислений на амортизацию. В связи с эти все сведения, которые касаются балансовой стоимости, должны отвечать определенным требованиям, среди которых особое место занимает их достоверность и соответствие современным условиям ценообразования. Обеспечить это можно только в результате проведения периодической переоценки стоимости основных средств, включая библиотечные фонды. При этом в обязательном порядке производится учет инфляционных процессов, а также денежных реформ и иных изменений, которые касаются ценовой политики государства. Переоценка библиотечного фонда – процесс довольно непростой. Его основная сложность заключается в комплексном характере, выступающим в качестве его главного отличия   от других объектов бухучета. Например, каждое из изданий, которые входят в состав библиотечного фонда, имеет самостоятельное значение. У каждого из них свой срок хранения и эксплуатации, свои особенности в оценке культурной и исторической ценности и так далее. Однако при этом совокупность составляющих библиотечного фонда имеет общею балансовую стоимость.  Стоит отметить и тот факт, что стоимость библиотечного фонда является непостоянной.  Ее изменение происходит практически каждый день, поскольку фонд пополняется новыми изданиями, из него исключаются устаревшие, ветхие и другие документы. Все это делает переоценку довольно сложным процессом. Поэтому ее проведение осуществляется на двух уровнях:

первый уровень - переоценка отдельного издания;
второй уровень – переоценка всего фонда библиотеки как единого объекта, осуществляющаяся с учетом переоценки списанных документов.

Переоценка первого уровня выполняется в том случае, если издание списывается из библиотечного фонда. При этом обязательно учитывается факт прохождения фондом переоценки. При проведении такой переоценки первоначальная цена конкретного издания умножается на коэффициент, который утвержден Росстатом. На втором уровне переоценка библиотечного фонда проводится при утверждении Росстатом новых коэффициентов. С этой целью выполняется индексация балансовой стоимости фонда библиотеки на ту дату, когда была выполнена последняя переоценка. Также индексируется и стоимость литературы, которая  была приобретена. При этом учитывается дата ее приобретения. Стоимость исключенных из библиотечного фонда изданий, прошедших переоценку,  вычитают  из полученной суммы. Проведение и того, и другого вида переоценки выполняется по единой методике. Что касается коэффициентов, то они одинаковы как при переоценке одного издания, так и при переоценке целой группы. Кроме того, они соответствуют тем коэффициентам, которые используются при изменении балансовой стоимости соответствующих частей библиотечного фонда. Как правило, переоценка изданий фонда библиотеки проводится на начало текущего года и соответствует общим правилам переоценки основных средств учреждения. В процессе ее осуществления производят перерасчет балансовой стоимости изданий  и начисленной суммы амортизации. Сроки проведения переоценки, а также ее порядок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Однако бытуют различные мнения по поводу выполнения данной нормы. Некоторые руководители библиотек считают, что такая процедура должна проводится только на основании Постановления правительства и в соответствии с установленными сроками. По мнению других ее необходимо проводить ежегодно по собственной инициативе. А по предположению третьих – это вообще дело добровольное. Причина такого разночтения заключается в недопонимании порядка переоценки, в котором означено, что переоценка выполняется тогда, когда уровень роста цен производителей в строительстве достигнет так называемого  «порога». В качестве «порогового»  значения считается 35-процентный рост цент производителей в сфере строительства с момента предшествующей переоценки основных средств бюджетных учреждений. Как правило, переоценка нематериальных активов и основных средств осуществляется на первое января  того года, который следует за годом в котором рост цен в строительстве достиг «порога». Порядок  и сроки проведения очередной переоценки принимается такими структурами, как Министерство экономики и развития РФ, Министерство финансов и Росстат. Выполнение переоценки изданий библиотечного фонда является компетенцией библиотекаря и бухгалтера.  При списании документов сотрудник библиотеки составляет акт о списании, к которому прикрепляет список изданий с указанием даты поступления каждого из них и первоначальной стоимости. Цена уточняется по данным, имеющимся в инвентарной книге или другом реестре учета документов. С самого начала переоценки проводят сверку сведений и упорядочивание Книги суммарного учета, ведением которого занимается библиотекарь, с данными бухучета.

Закупки книг библиотеками

С целью пополнения библиотечного фонда производится закупка книг библиотеками, при осуществлении которой используется Классификация товаров, работ и услуг.  Оптимальным вариантом закупки книг и подписки  на периодические издания является закупка у единственного поставщика. Такой способ закупки подразумевает заключение контракта между заказчиком и конкретным физическим или юридическим лицом. При этом заказчиком не проводится формальная процедура выбора поставщика, то есть  аукционы, конкурсы и так далее. Согласно законодательству такой вид закупки может осуществляться  учреждением, выступающим в роли заказчика, при выполнении закупки печатных или электронных изданий того или иного автора у издателей этих изданий.  При этом указанные издатели должны обладать исключительным правом  на использование таких изданий. Закупка у единого поставщика имеет свои особенности, которые в обязательном порядке нужно учитывать заказчику, например:

при осуществлении данного вида закупки книг и периодических изданий библиотеками заказчик обязан разместить ЕИС извещение о выполнении закупки в пятидневный срок до даты заключения контракта с поставщиком;
в контракт, заключаемый между заказчиком и поставщиком, необходимо включить расчет цены контракта и обоснования для ее определения.

Помимо этого, заказчик должен предоставить документально оформленный отчет о невозможности или нецелесообразности применения других способов определения поставщика.

Маркировка в библиотеках

В Федеральном законе №436-ФЗ изложены требования к выполнению маркировки  в библиотеках информационной продукции, к которой относятся:

печатная продукция;
аудиовизуальная продукция, размещенная на любых носителях;
базы данных;
продукция средств массовой информации.

В соответствие с данным нормативным документом для всех изданий библиотечного фонда, независимо от даты их включения в состав фонда,  должна быть произведена возрастная маркировка. Исключением является  только та печатная продукция, которая была выпущена в оборот до того как данный Закон вступил в действие. Стоит заметить, что согласно этому Закону разрешается не размещать маркировочную метку на подобной продукции. Однако, не смотря на представленное разрешение, документы должны выдаваться из фонда учреждения только в соответствии с их возрастом. Поэтому оптимальным вариантом для библиотекарей все же остается именно маркировка. В ином случае им придется искать новые способы преодоления правовых барьеров. Как правило, сотрудники библиотеки выполняют маркировку изданий библиотечного фонда по возрастным категориям, например:

на изданиях для детей дошкольного возраста ставится маркировочная метка 0+;
на тех изданиях, которые предназначены для детей младшего школьного возраста  ставят метку 6+;
издания для школьников от 12 до 15 лет обозначаются меткой 12+;
на изданиях, предназначенных  для старшего школьного возраста, ставят маркировочную метку 16+.

После проведения маркировки документов, входящих в состав библиотечного фонда, сотрудникам библиотеки стоит разместить на кафедрах выдачи литературы в читальном зале и абонементе информацию о введении возрастной классификации изданий.

Источник: http://www.cultmanager.ru/bibliotechnyy-fond

 



Источник: http://www.cultmanager.ru/bibliotechnyy-fond
Категория: Законы РФ и документы в библиотечном деле | Добавил: Linna (29.01.2017)
Просмотров: 2523
Новое на сайте

СТАТЬИ

►Педагог по математике из Тверской области стал заслуженным учителем РФ
►Пеновские школьники награждены золотыми медалями фестиваля «Леонардо»
►НЭБ - Национальная электронная библиотека
►2017 Тверская школа №46 стала победителем всероссийского конкурса
►2017. Президент Владимир Путин отметил наградами жителей Тверской области
►15 сентября 2017 года, Русский музей распахнул двери для победителей Всероссийского конкурса детского творчества «Плывет, плывет кораблик…»
►Об электронной форме паспортизации школьных музеев

ВИДЕО

Видеоуроки
Школы, события

Вход на сайт

Подписка - новости

Ваш электронный адрес:

Поиск по сайту

Copyright MyCorp © 2024 |